Аудиотека – музыка влияет на память

Источник: Awaken
Человек – это то, что он помнит. Собака не помнит, что спрятала кость именно под этим пожелтевшим кустом крыжовника. Она просто знает это. Собака не связывает свое прошлое с определенными событиями: фейерверк, взрывавшийся в небе в прошлый Новый год, не имеет никакого значения, хотя, заслышав его, она убежала так далеко в лес, как только можно. Только человек связывает свое настоящее с прошлым и может представить себя в будущем.
Человек осознает время, в котором он находится. Это эпизодичная память, которая связывает события прошлого в единый разноцветный букет с тем, что он тогда чувствовал – с болью или радостью, счастьем или грустью. Эта способность, которую гордо называют аутоэнетичным сознанием, возникла в ходе эволюции человека и позволяет вновь ощутить уже пережитое раньше. Упрощенно мы называем это чувством времени. Странным образом, этому понятию в психологии и нейрологии уделялось меньше внимания, чем ощущению пространства. Физика также начала рассматривать время гораздо позже, чем пространство. Галилей ввел это понятие, когда исследовал ускоряющееся или однородное движение тел, однако он понимал, что время – это все же нечто совершенно отличающееся от пространства и рассматривать его нужно отдельно. Может быть, поэтому Эйнштейн связал понятия времени и пространства, чтобы лучше раскрыть их. Но то, почему ход времени именно такой, а не иной, до сих пор никто не может толком объяснить. Музыка возникает в пространственном хранилище звуков, но сама она неотделима от времени. Совсем не факт, что то же самое можно сказать и об изобразительном искусстве и литературе, если не учесть то время, которое у нас уходит на рассматривание потрета Мона Лизы или чтение «Калевипоэга».
Эндель Тульвиг выступила с гипотезой, что хронестезия – одна из движущих сил человеческой культуры, «возможно, имеющая критическое значение». Можно перейти к предположению, что для человека и свойственной человеку памяти музыка в целом занимает особенное и сверхважное место. Музыка помогает вспоминать. Издавна существуют разные мнемонические приемы, как оставить более глубокий след в памяти о важных фактах. Часто такие приемы связаны со стихосложением. Например, я помню с уроков русского языка фразу «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул «Цыц!»», которая помогла запомнить, в каких случаях надо писать «ы» после «ц». Эту фразу я помню до сих пор: мнемоническая ограновка создала в память глубокий след.
Как выучить стихотворение или же что-то гораздо более сложное – например, «Гамлета» – от корки до корки и от бытия до небытия? Похоже, что один из самых простых и свойственных мозгу способов – напеть запоминаемый текст. Песня не только влияет на наше настроение, но и помогает запомнить. Может быть, потому и существуют такие произведения, как «Музыка звучит» или «Женитьба Фигаро» – оперы и мюзиклы остаются в памяти намного дольше, чем просто слова и картинки. Есть люди, которые не обладают слухом и не различают высоту услышанных звуков. Не могут они распознать и тембр. Таких «амузыкальных» людей, как считают ученые, в мире четыре процента. Людям свойственно придерживаться низкого мнения о своих музыкальных способностях: по данным профессора психологии Кильского университета Джона Слободы, каждый пятый взрослый считает себя амузыкальным. Многие из них все же с удовольствием слушают музыку, им нравятся музыкальные ритмы. Но у настоящих «амузыкалов» нет и этой способности.
Один из таких людей – археолог университета Ридинга Стивен Мизен, который, несмотря на свою амузыкальность, написал книгу под названием «Поющие неандертальцы». После этого он проявил незаурядный интерес, желание и прилежность и попытался хоть как-то научиться петь. Для этого он в течение года посещал уроки у преподавателя пения. До начала курса было проведено исследование МРТ его мозга. Целый год он изучал две песни, не из самых простых: «A Gaelic Blessing@ Джона Руттера и арию «Lascia ch’io pianga» Генделя. Как говорится, с горем пополам, мужчина смог в какой-то момент хоть как-то издавать звуки, похожие на пение.
Прошел год, и в 2007 году мозг испытателя вновь просканировали. Что выяснилось? То, что состояние мозга археолога, усердно учившегося петь, изменилось. Поля Бродмана в его мозгу связанные с мелодией и гармонией, а также в некоторых случаях с созданием ритма, были больше, чем раньше. Кроме того, возросла активность некоторых других мозговых зон, связанных с восприятием и слышанием музыки. Активность правого полушария мозга выросла больше, что показывает, что именно это полушарие связано с осваиванием базовых музыкальных способностей. Только после этого, по мере развития способностей, в игру вступает левое полушарие. Однако активность зон, связанных со слуховой памятью, обработкой вербальной информации и пространственно-временным вниманием, снизилась. Возможно, причина в том, что в ходе тренировки подопытный не столько развивал мыслительные способности, сколько обращал внимание на чувственное восприятие музыки. Вот и думайте, помогает ли музыка улучшить память. Я встречал обзоры научных работ, в которых утверждается, что обучение музыке улучшает способность детей концентрироваться и запоминать. Однако есть и работы, в которых эти результаты ставятся под сомнение. Бесспорно одно: музыка не ухудшает память.
Благодаря развитию технологии, музыка занимает все большее место в нашей жизни. Люди все больше воспринимают музыку как то, что создано для них, а не как в доцифровую эпоху, когда музыка была скорее возможностью что-то творить самим. Сейчас есть производители и потребители музыки. Пропадает глубокая связь с ней. Стоит только нажать на кнопку – и можно услышать музыку. И если мы уже играем роль потребителя, то воспринимаем музыку в лучшем случае как лечение: хотим, чтобы она помогла снять стресс, чтобы дети благодаря музыке учились лучше, а бизнес лучше развивался.
Слобода и его коллеги изучали взаимодействие участников эксперимента с музыкой и пришли к выводу, что на человека, не имеющего музыкального образования, она оказывает воздействие в той или иной степени не менее дюжины раз в день. Для благотворного воздействия на память этого более чем достаточно. Однако у памяти есть свои защитные способности, в том числе, от чрезмерного влияния музыки. Когда изучалось кодирование в мозгу и память, ученые пришли к выводу, что музыкальный интеллект человека приводит к ошибкам. Человек, прослушавший много музык, склонен обобщать и заменять ноту или аккорд, обладающие аналогичными музыкальными функциями, как и прослушанные ранее нота или аккорд. Это означает, что они подсознательно выучили правила музыкальной грамматики.
Если дать подопытным понаблюдать за изображениями на компьютерном экране и позднее вспомнить их, то выяснится, что по сравнению с теми, кто в это же время прослушивал музыкальное произведение или белый шум, успешнее будут те, кто мог сосредоточиться на задании в тишине. Так что в ситуации музыкального пресыщения можно задать себе и такой вопрос: насколько хорошо мозг помнит тишину? Можно поспорить, что невозможно помнить что-то, чего не существует. Но ведь и вакуум когда-то считался явлением, в котором не существует ничего. Теперь же известно, что энергия вакуума вовсе не нулевая, и довольно вероятно, что вселенная родилась именно в вакууме. Может быть и уши слушателя улавливают не толкьо красоту звучания, но и магию тишины.
Источник: Sirp